Родителям

Афиша событий:

Выставка

"Наедине с городом"

Главная > Родителям > Новогодние истории

Новогодние истории

Новогодние истории

На дворе зима все злится,

Снег холодный серебрится,

Лунный свет над ним струится,

Звезды водят хоровод.

И подходит светлый, ясный,

Величавый и прекрасный  Новый год!

 

Когда- то, в глубокой древности новый год начинался весной – вместе с возрождением природы. На Руси со времен введения христианства Новый год праздновали 1 марта - наступала весна, обновлялась природа, начинали сеять хлеб, думали об урожае на весь год.

В 1343году Московский собор, следуя греческому календарю, постановил считать началом года 1 сентября. Но не тут-то было! Обычай встречать Новый год весной оказался таким живучим, что исчисление с 1 марта продолжалось еще 150 лет. И только в 1492 году на Московском соборе окончательно было постановлено считать, что год начинается с 1 сентября. Это постановление было утверждено великим князем Иваном Васильевичем, м его пришлось соблюдать всем.

К сентябрю заканчивалась жатва, люди благодарили Бога за хороший урожай. Все веселились, водили хороводы вокруг березы и делали друг другу подарки. Важно, что в отличии от елей, березки не рубили, а украшали непосредственно «на корню», не нанося ущерба природе.

Традиция праздновать Новый год в сентябре, просуществовала 200 лет. А в 1699 году Петр Великий, возвратившись из своего первого путешествия по Европе, стал решительно ломать старые обычаи и устанавливать новые. Отмечать новогодний  праздник 1 сентября было  категорически  запрещено даже дома. 20 декабря 1699 года был издан царский указ «О праздновании Нового года», Согласно которому впредь предписывалось вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия»; до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, по примеру всех христианских народов отмечать 1 января. В этом указе давались также рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу/тогда еще Москву/ хвоей, по большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения из древ и ветвейсосновых, еловых и можжевеловых. А «людям скудным» предлагать «каждому, хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоя  ть тому украшению января в первый день». Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на зимних праздниках.

Петровский указ является едва ли не единственным документом по истории елки в России XYIII века. Но поле смерти Петра I его рекомендации были основательно забыты. Понадобилось почти 150 лет, чтобы новогодняя елка прижилась у нас.

Этот внезапный всплеск интереса к пушистой красавице произошел в середине 1840-х годов. В России первую елку устроили немцы, постоянно жившие в Петербурге. Новая забава с восторгом была принята высшим светом столицы, затем перекинулась в Москву и распространилась по всей стране. Обычай вошел в моду. Да к тому же мода на немецкое нововведение подкреплялась модой на немецкую же литературу, прежде всего Э.Т.А. Гофмана, - его сказка «Щелкунчик» выходила к праздникам отдельным изданием в качестве подарка для детей.

 Постепенно наладилась торговля срубленными деревьями. А уже в конце 1840-х стали заказывать искусственные елки, что считалось особым шиком.В это же время елка начинает завоевывать провинцию - губернские и уездные города. К концу XIX столетия наряженная к празднику ель стала обычным явлением. Уютный семейный праздник превратился в раут  с участием детей из других семейств: малыши ходили вокруг наряженного деревца, играли, отыскивали под ним свои подарки. В богатых домах принято было приглашать на праздник и детей гувернанток, учителей, прислуги. Со временем начли организовывать общественные елки как для детей, так и для взрослых – в дворянских и офицерских собраниях, институтах благородных девиц, школах.

Казалось, бы елка одержала в России полную победу. Однако о всеобщем ее признании говорить было рано. Деревенские жители традицию украшать елку не приняли. Да и у церкви этот популярный в столичном обществе обычай  благосклонностью не пользовался. Святейший Синод не одобрял иноземный и к тому же языческий обычай вплоть до начала ХХ века, издавал указы, запрещающие елки в учебных заведениях. И все же зимняя красавица вышла победительницей из этой борьбы, всеми полюбившийся обычай отменить так никому и не удалось.        

Преподаватель I категории ДШИ Пащенкова Н.В.

      

 


 


Независимая оценка качества услуг